Очерк о Вещем Олеге
Да, это тот самый Вещий Олег. Все знают, что, по легенде, его постигла смерть от укуса змеи. Что здесь важно?
Во-первых, историческая параллель со смертью египетской царицы Клеопатры.
Во-вторых, связка «Олег и конь» интересней, чем «Олег и змея». Собственно, и летописец выделяет именно историю с конем. Вопрос: почему летописец так подробно рассказывает легендарную историю про коня? Напомню, что волхв предсказал Олегу смерть от любимого коня. Олег поверил волхву и отправил коня доживать век вдали от него. Когда же Олегу через несколько лет сообщили о смерти коня, он отправился лично убедиться в этом. Увидев череп и кости коня, Олег стал насмехаться над волхвом, и в этот момент из черепа выползла змея и ужалила князя.
Что же нам хотел сказать этим летописец?
Напомню, что летописец — это монах. Вряд ли он стал бы заботиться о сохранении славы языческого предсказателя. Речь идет о том, что шутить и насмехаться над смертью не позволено никому, даже такому великому князю, как Олег. Но главное, на мой взгляд, другое. Летописец хотел подчеркнуть и запечатлеть вот эту связку — «князь и конь». Олег был варягом, а за время правления, что называется, обрусел. Летописец рисует образ варяга, пересевшего из ладьи на коня. Предсказание волхва в этом случае приобретает смысл проклятия за предательство родного образа жизни.
От легенды вернемся к фактам.
Исток русской истории поражает своей чистотой. Яркий тому пример — преданность Олега Рюрику. Как известно, когда Рюрик умер в 879 году, Игорь был ребенком. Олег имел все возможности присвоить себе власть, найти способ умертвить мальчика, однако он не просто сохранил ему жизнь, воспитал, но и подготовил к княжению. О том, что Олег воспринимал себя не иначе как регентом, свидетельствуют события вокруг Киева.
Но обо всем по порядку.
Первые годы княжения Олега в Новгородской земле ушли на наведение порядка, так как ряд областей сразу после смерти Рюрика попытались избавиться от дани. Надо отдать должное Олегу: он не просто повторно завоевал и повторно обложил данью, но постарался объединить жителей Новгородской земли.
Где лучше всего сплачиваются люди? В совместных занятиях. В IX веке это были военные походы. Олег организовал новгородцев на захват, а точнее, присоединение Киева. Тем более что была очевидная причина для такого похода.
Летопись умалчивает, но можно предположить, что Рюрик, а в последствии Олег пытались призвать Аскольда и Дира к признанию власти Новгорода и получили отказ.
Рюрик по какой-то причине на Киев не пошел, Олегу понадобилось три года, чтобы, собрав силы всех новгородских племен, пойти на юг.
Новгородцы, безусловно, знали о значении Киева. Именно в этом южном городе собирались караваны русских купцов и дальше совместно двигались еще южнее — в Черное море, а затем по морю в Константинополь.
В Киеве, как и в Новгороде, сходилось несколько торговых путей. А для главной древнерусской торговой магистрали — «из варяг в греки» — Новгород и Киев были двумя важнейшими пунктами сбора лодок. Как важно было объединить их в одних руках! Рюрик, благословивший колонизаторскую миссию Аскольда и Дира, руководствовался, возможно, этой великой целью. Как важно было получить безопасный путь между Новгородом и Киевом! После Новгорода, если идти на север, ждали варяги; после Киева, если плыть южнее, поджидали пороги и кочевники.
Перед Олегом стояла невыполнимая задача — захватить Киев без жертв. В противном случае ни о каком объединении севера и юга говорить бы не пришлось. Кровь родственников новгородцы не простили бы киевлянам, и наоборот.
Взять город приступом или осадой в таком случае нельзя. Не говоря уж о том, что это было невозможным. Это прекрасно понимали Аскольд и Дир, отказываясь подчиняться власти новгородского князя.
Олегу оставалось одно — хитрость.
Однажды к Киеву подошел купеческий караван. Князья-братья вышли на берег встретить гостей. И тут из ладьи, до этого оставаясь скрытыми, выскочили воины Олега и окружили братьев. Князь Олег поднял на руках Игоря и сказал:
«Вы не князья и не княжего роду, а я княжего роду». По Никоновской летописной версии слова князя прозвучали так: «Аз есмь Олег князь, а се есть Рюриков Игорь княжич».
Олег сказал, а точнее, зачитал приговор, что Аскольд и Дир не княжеского рода, соответственно править не могут. Вот сын Рюрика. После этого князья-братья были казнены.
Олег с Игорем сели в Киеве. Новгород оставили на наместника. Летопись сообщает нам о словах Олега, что Киев станет матерью городов русских, то есть столицей. Кроме того, значение этой фразы раскрывается в связи с новыми городами, которые будут основаны переселенцами из Киева. Вся предыдущая история показывает, что Новгород имеет первейшее значение и по праву может называться исторической родиной России, хотя первой столицей навсегда останется Ладога.
Олег, сумев захватить власть в Киеве без войны между севером и югом, имея, по-видимому, авторитет и репутацию деятельного князя, привлек киевлян на свою сторону.
Далее стояла серьезная задача — объединить Новгород и Киев в одну силу, сплотить племена. Отлично сработала идея обще новгородского похода. Можно было бы вновь, теперь уже силами новгородцев и киевлян, организовать совместный поход. Военный поход — дело рискованное и затратное, а самое главное, он должен быть продуман и обоснован либо нужен внешний фактор, например нападение врага.
И такой случай представился. Греки обидели наших купцов. В Константинополе, как в любом городе, располагался рынок, куда стремились караваны со многих стран, куда стекались самые разнообразные товары. Ежегодно в Константинополь приходили и русские корабли с воском и медом, уходили с тканями, украшениями. Успех в торговле зависел от места торговли. Рынок огромный, и важно стоять в проходном месте, а не где-нибудь в дальнем углу.
По-видимому, русские купцы оказались на периферии, в стороне от основной торговли, в силу чего торговля была невыгодной. Русский князь — это главный русский купец. Для защиты собственных торговых интересов, а также интересов других купцов Олег решил организовать военный поход в Царьград объединенными силами новгородцев и киевлян.
Поход этот не преследовал ни грабительских, ни захватнических целей, а должен был лишь позволить добиться для русских купцов более выгодных торговых условий, которые греки время от времени нарушали.
Вот как описывал причины походов на Византию В. О. Ключевский в своем «Кратком курсе по русской истории»:
«Самым видным явлением во внешней истории Руси до половины XI века были военные походы киевских князей на Царьград; до смерти Ярослава их можно насчитать шесть, если не считать похода Владимира на византийскую колонию Херсонес Таврический. Достаточно видеть причину первого и последнего из этих походов, чтобы заметить главное побуждение, которым они вызывались. В 864 г. Аскольд и Дир напали на Царьград, раздраженные, по словам патриарха Фотия, умерщвлением своих соплеменников, очевидно, русских купцов, после того как византийское правительство отказало Руси в удовлетворении за эту обиду. В 1043 г. великий князь киевский Ярослав послал на Греков своего сына Владимира с флотом, потому что в Константинополе избили русских купцов и одного из них убили. Итак, византийские походы вызывались стремлением Руси поддержать и восстановить свои порывавшиеся торговые сношения с Византией. Вот почему эти походы обыкновенно оканчивались торговыми трактатами. Такой торговый характер имеют все дошедшие до нас договоры Руси с Греками Х века».В 907 году Олег организовал поход на Константинополь. Этот успешный поход известен тремя обстоятельствами.
Во-первых, согласно летописи, Олег поставил ладьи на колеса и смог подойти к Царьграду по берегу. Поскольку русские ладьи перетаскивали волоком из Волхова в Днепр, а также огибали Днепровские пороги по берегу, допустить такое событие возможно.
Во-вторых, Олег в знак победы прибил свой щит к вратам столицы Византийской империи. Речь не шла о завоевании Византийской империи, Олег не стал императором. Была выиграна битва, а не война, целью которой было завоевание земель. До такой войны мы дорастем через 60 с небольшим лет при Святославе, внуке Рюрика. Олегу греки согласились выплатить дань.
В-третьих, самое важное, был заключен первый письменный договор Византии и Руси, где оговаривались привилегии русского купечества.
«Читая эти договоры, легко заметить, какой интерес связывал Русь с Византией. Всего подробнее и точнее определен в них порядок ежегодных торговых сношений Руси с Византией; с этой стороны они отличаются замечательной юридической выработкой. Ежегодно летом русские торговцы являлись в Константинополь на торговый сезон, продолжавшийся шесть месяцев; никто из Русских не имел права оставаться в Константинополе на зиму. Русские купцы останавливались в предместье Константинополя у святого Мамы (давно исчезнувший монастырь св. Мамонта). Императорские чиновники отбирали у прибывших купцов княжескую грамоту с обозначением числа посланных из Киева кораблей, переписывали имена прибывших княжеских послов и гостей. Эти послы и гости во время своего пребывания в Константинополе пользовались от местного правительства даровой баней и даровым кормом — знак, что на эти торговые поездки в Константинополь смотрели не как на частные промышленные предприятия, а как на торговые посольства союзного киевского правительства. Послы получали свои посольские оклады, а простые купцы месячину, месячный корм, который им раздавался в известном порядке по старшинству городов, сначала киевским, потом черниговским, переяславским, и из прочих городов. Такой порядок торговых сношений с Византией установлен был договорами Олега и Игоря. Русь продавала Грекам меха, кожи, мед, воск и челядь в обмен на золото, шелковые материи, вина, овощи и оружие» (Ключевский. В. О. Краткий курс по русской истории).
Оглядываясь на время правления князя Олега, можно с уверенностью констатировать, что это был выдающийся князь в русской истории, как с политической, так и нравственной точки зрения.
В истории Олег остался с прозвищем "Вещий". Смысл данного прозвища не в том, что он вещает, предсказывает, а в том, что он знает, что делает. Он не волхв, он деятельный князь. Все его поступки продуманны и достигают нужного результата.