Александр
Невский
Великий князь,
полководец,
святой

Годы жизни

1220 - 1263

Годы правления

Новгород: 1228 - 1229

Переяславль-Залесский: 1246 - 1263

Киев: 1249 - 1263

Владимир: 1252 - 1263

Оценка правления

5 из 5

  • Первое:
    Территория
    Вывод:
    +
    Александру Невскому достались удельные княжества. Для Александра понятие «Русская земля» продолжало жить. Поэтому он защищал мечом Новгородскую Русь от нашествия рыцарей, Киевскую и Владимирскую Русь гениальной дипломатией от разорения монголами .
  • Второе:
    Финансы
    Вывод:
    + -
    Как известно, Александр добился уменьшения дани, отправляемой в Орду.

    Переселенцы с юга оседали в Северо-Восточной Руси и тем самым увеличивали число податного населения.

    «Привод» монгольских численников в непокоренный Новгород, безусловно означал для города регулярную выплату дани с «дыма». Однако, справедливым будет признать, что другого выхода у Невского просто не было.
  • Третье:
    Население
    Вывод:
    +
    Население сосредотачивалось во Владимиро-Суздальской Руси, а Киевская Русь пустела. Александр Невский смог спасти и коренных жителей, и переселенцев. Во многом благодаря его искусной дипломатии и политике от Монгольской империи откололась Золотая Орда.
  • Четвертое:
    Единство интересов
    Вывод:
    +
    Александр Невский в отличие от большинства своих современников князей, бояр и простых людей понимал значение единства народа и государства. Сближение Александра Невского с Монгольской империей, воспринятое ими как предательство, потомки оценили в качестве подвига смирения и единственно-верной стратегии.
  • Пятое:
    Руководящий класс
    Вывод:
    +
    Александр Невский ради Русской земли принес в жертву свое княжеское достоинство, княжескую гордость, признав, понимая, что это временно, власть монгольского хана, которого на Руси тогда именовали «царем». И тем самым защитил от окончательной погибели и Новгородскую, и Владимирскую, и Киевскую Русь.
  • Оценка:

    5 из 5

    Баллы:

    100%

  • Значение:
    Характеристика от Н. М. Карамзина: «Александр любил отечество более своей Княжеской чести: не хотел гордым отказом подвергнуть оное новым бедствиям и, презирая личную опасность не менее тщеславия, вслед за братом Андреем поехал в стан Могольский, где Батый, приняв их с ласкою, объявил Вельможам, что слава не увеличила достоинств Александровых и что сей Князь действительно есть человек необыкновенный: такое сильное впечатление сделали в нем мужественный вид Невского и разумные слова его, одушевленные любовию к народу Российскому и благородством сердца!» (Н. М. Карамзин. История государства Российского, том IV, главаII).
    Важно:
    Описание Карамзиным путешествия Александра Невского в ставку монгольского хана (таких в своей жизни он совершил три) в Каракорум (южнее озера Байкал): «Сии путешествия были ужасны: надлежало проститься с отечеством на долгое время, терпеть голод и жажду, отдыхать на снегу или на земле, раскаленной лучами солнца; везде голая печальная степь, лишенная убранства и тени лесов, усеянная костями несчастных странников; вместо городов и селений представлялись взору одни кладбища народов кочующих.» (Н. М. Карамзин. История государства Российского, том IV, глава II).


    ИНТЕРЕСНЫЙ ФАКТ
    Русская Православная церковь еще с дореволюционных времен празднует день рождения Александра Невского 12 июня. На этот же день, как известно, приходится празднование современного Дня России.

Очерк об Александре Невском


1. ТРИЖДЫ ГЕНИЙ

Александр Невский — величайший человек. Гений мирового масштаба.

Трудно представить, что история России знает князя, сопоставимого с Владимиром Святым и в чем-то, возможно, его превзошедшего.

Поступки Невского удивляют до сих пор. Общепринятая оценка Александра как выдающегося военачальника верна, но однобока. Он был военный гений, равный Суворову, и одновременно гениальный дипломат, как Горчаков, и гениальный правитель, как Екатерина II. Гениальности Невского хватило бы на несколько человек разных сфер деятельности, и каждый бы из них в своей сфере считался бы великим.

Рассказ об Александре Ярославовиче Невском часто начинают с его реально «нереальной» родословной от Владимира Мономаха, обычно деля на две линии родителей: по отцу из ветви Юрия Долгорукого (правителей), по линии матери из линии Мстислава Великого (воинов).

По линии отца Ярослава Всеволодовича (сына Всеволода Большое Гнездо) Александр Невский:
— праправнук Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской;
— праправнук Исаака I Комнина (византийского императора) и Екатерины (болгарской царевны);
— правнук Юрия Долгорукого;
— племянник святого Андрея Боголюбского.

По линии матери Ростиславы Мстиславны Александр Невский:
— потомок святого князя Мстислава Великого (сын Владимира Мономаха и Гиты Уэссекской, внук последнего англосаксонского короля Гарольда II Годвинсона);
— праправнук святого князя Ростислава Мстиславича (сын Христины Шведской, дочери шведского короля Инге Старшего);
— правнук святого князя Мстислава Храброго;
— правнук Котяна Сутоевича (половецкого хана);
— внук Мстислава Удатного и Марии Котяновны (половецкой княжны).

Мы видим по родословной, что предками Александра Невского были великие князья, князья-воины и святые князья. Говоря об Александре Невском, мы, как правило, выделяем его военные заслуги в Невской битве и Ледовом побоище. Значение этих побед также общеизвестно, и поэтому подробно останавливаться на них не будем. Цель этой главы — рассказать о других достижениях Александра, не умаляя его выдающиеся военные победы.

Русская православная церковь чтит Александра Невского как святого благоверного князя за подвиг. Но не военный, а скорее противоположный ему подвиг. Этому подвигу и посвящен этот очерк.

Александру перед Невской битвой являются святые страстотерпцы Борис и Глеб. Казалось бы, почему именно эти святые, не просто уклонившиеся от битвы, а принесшие себя в жертву, чтобы битвы избежать? Как уже говорилось выше, Борис и Глеб — пример защитников Земли Русской, отдавших за Родину свою жизнь. Борис и Глеб — люди подвига. И в этом подвиге святых братьев есть и мужество, но есть и смирение, подчинение старшему. В тот день Невской битвы Борис и Глеб вдохновили Александра на героизм, как и позднее в Ледовом побоище, а всю оставшуюся его жизнь они укрепляли Невского в другом, наверное более сложном, подвиге. Более сложном хотя бы потому, что он был продолжительным во времени и сопровождался неимоверными скорбями.

Мы более или менее знаем первую половину 40-летней жизни Александра Невского с двумя его знаменитыми победами, которые он совершил в возрасте 19 и 22 лет. Чем же была наполнена более зрелая жизнь этого великого князя? И о каком подвиге идет речь?

Не о том ли подвиге, за который современники Александра Невского стали его ненавидеть? Не из-за того ли подвига он из героя и любимца Русской Земли превратился в общественном мнении в презираемого всеми предателя?

Неоднократно Александр становился новгородским князем! И не потому, что он отбивал Новгород у врага или князя-конкурента. Нет. Трижды его изгоняли сами новгородцы. А потом призывали снова, когда был нужен герой, была нужна победа, защита и результат. Вот такая «любовь» к своему князю, и при этом на фоне военных успехов. Даже трудно представить, как его «любили» за другой подвиг, о котором речь пойдет ниже. Но прежде — монголы!

2. МОНГОЛЫ

В 1223 году, когда русские впервые сошлись с монголами в битве на Калке, Александру Невскому было два года. Ход и результат битвы хорошо известны. Предположительным остается число участвовавших русских князей — двадцать один князь, из которых вернулось живыми только девять.

При этом битва происходила в половецких степях. Монголы даже не собирались нападать на Русь. Они теснили нашего уже на тот момент союзника — половцев. Те попросили помощи, и Русь решила защитить куманов. Монголы же прислали послов к русским князьям с предложением мира. Русские князья убили послов, что по закону монголов являлось непрощаемым преступлением. Теперь, исходя из своей «картины мира», монголы были обязаны отомстить всем, кто принимал участие в убийстве послов. Всем князьям и их княжествам.

Скорее всего, русские даже не знали этих законов. Разведка и дипломатия не сработали. Но месть пришла не в тот 1223 год, а дважды: в виде нашествия 1237–1238 годов на Северо-Восточную Русь и 1239–1240 годов на Киевскую Русь. Монголы отомстили всем. В результате Русь стала зависимой, но не порабощенной.

Зависимость от монголов нельзя назвать игом. Не надо самоуничижаться! Дань платили. Ярлык на княжение получали. Но монгольских военных гарнизонов у нас не стояло. Монголы проводили перепись населения, причем силами имперского центра, а не Золотой Орды. Дань князья собирали сами. Таким образом, отдельные черты независимости мы сохранили. Благодаря чему и восстановились. В конце концов, монголы не любили лес, они любили степь. А мы знаем, что большинство русских ушло из степи за лес вслед за Боголюбским.

Не меньший вред, чем принесло Руси монгольское нашествие, приносило собственное междоусобие князей.

Чем же так сильны были монголы, если не говорить о превосходстве в тактике и военной мощи?

Во-первых, монголы подавили русских не только числом и умением, но прежде всего морально. В то время как русские города могли содержать и выставить несколько сотен воинов, монголы привели сотни тысяч. Наши предки удивлялись, насколько же сильно развито монгольское государство. Каким же оно должно быть огромным. Монгольский воин был не просто хорошо вооружен, но и очень богат. Зачастую был увешан золотом. Монгольская армия своим богатством и мощью производила впечатление непобедимой силы.

Во-вторых, Чингисхан объединил степные народы в Монгольскую империю вокруг простой концепции:
— Земля есть отражение неба. Небо одно — значит, империя должна быть одна. Солнце на небе одно — значит, император тоже должен быть один. Небо бескрайнее — значит, империя тоже должна быть бесконечной от одного моря и до другого.
— Небо свято. Все священники, шаманы, колдуны, которые служат небесному Богу, — неприкосновенны.

В-третьих, монголы были умны и расчетливы. Зачем полностью уничтожать государство. Нужно оставить налогоплательщика живым. Весь интерес у монголов был сосредоточен не на Руси, ставшей провинцией Великой Монгольской империи, а на ставке хана в Каракоруме.

В-четвертых, почтовая служба монголов была самой быстрой в мире. Сообщение летело со скоростью 300 километров в сутки, что и позволяло управлять такой огромной империей.

3. ХРОНОЛОГИЯ ОСНОВНЫХ СОБЫТИЙ

Во время нашествия монголов на Северо-Восточную Русь в 1237 году Александру Невскому было 16 лет, а во время нашествия на Киев в 1240 году Александру было 19 лет и он одержал свою первую победу в Невской битве, благодаря которой до 1256 года шведы на Русь не нападали.

Отец Александра Ярослав в 1236 году захватил Киев, поэтому избежал боя с монголами за Владимирскую Русь. В 1238 году Ярослав переезжает во Владимир и снова избегает сражения с монголами, напавшими на Киев в 1240 году.

В 1242 году Александр разбивает немецкий орден в Ледовом побоище, возвращает все захваченные немцами русские земли. После чего немцы не нападали до 1253 года.

В 1243 году Батый вызывает в ставку Ярослава и дает ему ярлык на Великое княжение Киевское и Владимирское — как тогда говорили, «почти Ярослава великой честью и отпусти».

В 1246 году в Монголии погибает Ярослав. Александра вызывают в Каракорум, но Невский отказывается.

1247 год. Александр едет к хану и получает ярлык на Киев и всю Русскую землю, а его брат Андрей — на Владимирское княжество.

В 1252 году Александр Невский получает ярлык и на Владимирское княжество, после чего князь ни разу не ездил на поклон к ханам Батыю и Сартаку.

В 1258 году Александр вынужденно приводит в не разоренный монголами Новгород монгольских переписчиков. Новгородцы недовольны. Саму процедуру переписи православные новгородцы посчитали магической и восстали против монгольских численников, за что Александру Невскому пришлось их сурово наказать, что позволило сохранить мир с Золотой Ордой.

В 1262 году в русских княжествах убивают откупщиков дани. Александр вынужден вновь ехать в Каракорум и отмаливать Русь от очередного нашествия и мести. Откупившись подарками, князь возвращается домой, где умирает в Городце в 1263 году.

Вот такая хронология событий. За этой хронологией скрывается истинный подвиг Александра Невского.

4. ПОДВИГ СМИРЕНИЯ

Как уже догадался читатель, главный подвиг Александра Невского — подвиг смирения, благодаря которому князь спас Русскую землю.

Как в одном человеке сошлись успешный полководец, подаривший нам знаменательные победы в Невской битве и Ледовом побоище, и великий князь, склонивший колено перед монгольским ханом? Ответ в том, что Александр Невский жил не для себя, а для Русской земли, был ее настоящим патриотом.

История предоставила нам редкий шанс увидеть ответ на вопрос «А что, если бы?».

На примере Даниила Галицкого, считавшего, что «злее зла честь татарская», мы увидели, что могло бы быть, если бы его современник Александр Невский избрал иной путь — путь войны с монголами. Галицко-Волынская Русь после смерти своего князя, принявшего от папы римского гордый титул «король Руси», быстро пришла в упадок, династия Рюриковичей в нем пресеклась, а в 1392 году оно было разделено между Польшей и Литвой на части, прекратив тем самым свое существование.

Смирение Александра Невского перед ханом не означало полного подчинения, это была форма сопротивления, единственная возможная форма защиты Руси от монголов, защиты без боевых действий. Рассмотрим, как именно оборонял Русскую землю Александр Невский от монголов.

Во-первых, Монгольская империя, как и любая другая империя, испытывала трудности в управлении, даже имея лучшую армию и оперативную информацию. Александр Невский способствовал отколу Золотой Орды, находившейся у русских границ, от Монголии со столицей в Каракоруме. Благодаря чему Золотая Орда находилась в составе Монгольской империи лишь 42 года, с 1224 по 1266 год, а дальше получила независимость. Александр способствовал советом: чем меньше зависимость, тем больше дани остается в Золотой Орде. По правилам Монгольской империи 1/3 всей дани получал великий хан, 1/3 — принцы и лишь 1/3 — хан Золотой Орды. Несправедливо. Кстати сказать, десятую часть дани с процентами получали откупщики — те, кто непосредственно платил дань монголам и за это получал право собирать ее с населения, а точнее, со двора.

Во-вторых, Александр Невский неоднократно, как уже отмечалось выше, спасал русские княжества от монгольского разорения — то подарками, то дипломатией.

В-третьих, Александр Невский в период с 1243 по 1247 год избегал поездок в Орду, подчеркивая тем самым свое независимое положение; когда же поехал, то вел себя так:

«Когда благоверный князь прибыл в Орду и когда, перед представлением хану, ему велели исполнить обычные у татар обряды, он отказался исполнить это приказание. „Я христианин, — сказал он, — и мне не подобает кланяться твари. Я поклоняюсь Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу единому, в Троице славимому, создавшему небо, землю и все, что в них“. Спокойный, твердый ответ святого князя поразил придворных хана; но еще более они были удивлены, когда Батый, услышав о нежелании Александра Ярославича исполнить татарские обряды, вместо обычного в таких случаях распоряжения „Смерть ослушнику“, приказал не принуждать более святого и поскорее привести его к нему.

„Царь, — обратился к хану благоверный князь, преклоняясь перед ним, — я кланяюсь тебе, потому что Бог почтил тебя царством, но твари я не стану кланяться. Я служу единому Богу, Его чту и Ему поклоняюсь“» (Житие святого благоверного князя Александра Невского в изложении святителя Дмитрия Ростовского за 30 августа).

В-четвертых, Александр Невский заботился о русских пленных в Орде, что нашло отражение в летописи:

«Александр... посылая к царю в Орду за люди своя, иже пленении быша от безбожных татар. И много злата и сребра издава на пленник их, искоупая от безбожных татар, избавляя их от бед и напасти».

В-пятых, в 1261 году в Золотой Орде появилась Сарайская епархия Русской церкви для поддержки угнанных из Руси пленников, что придавало пленным не только духовных сил, но и надежду на выкуп. Епархия выполняла как духовную миссию, так и дипломатическую.

Итог деятельности Александра Невского в цифрах может выглядеть так:
— 12 побед в битвах со шведами, немцами, прибалтами;
— 5 поездок в Золотую Орду и ставку монгольского хана;
— 4 года своей жизни Александр Невский провел в дороге и дипломатической миссии в Золотой Орде и Монголии (между ставками расстояние около 4 тысяч км);
— 3 фронта: западный, южный и внутренний.

Итог деятельности Александра Невского в словах — вот так:
— воевал и всегда побеждал, не проиграв ни одного сражения;
— многократно принимал единственно верное решение, включая главное — правильный выбор союзника;
— стал героем и при этом признавал чужую силу, превосходящую его;
— смирил гордыню княжескую, но сохранил достоинство человека, достоинство христианина;
— прощал своим и чужим (хотя что такое «свои» и «чужие»? Новгородцы, которые его многократно изгоняли, или монголы, которые его поддерживали?);
— научился мириться со славой и ненавистью, любовью и презрением;
— испытывал многолетние трудности пути, преодолевая в седле тысячи километров до Каракорума;
— умел говорить, слушать и на Родине, и в Орде, а также вести диалог с Западом;
— помог Золотой Орде отколоться от Монголии, стал идейным вдохновителем этого процесса, благодаря чему не мы стали монгольским улусом, а мы откололи улус от Монгольской империи;
— сумел провидеть будущую Россию не только от Балтийского до Каспийского и от Белого до Черного, а до крайнего моря и океана. Там, в дороге, находясь в раздумьях, князь увидел прообраз Российской империи;
— осознал Русь наследницей двух империй — Византийской и Монгольской. Монгольской по территории, Византийской по вере;
— просчитал наперед, что главный враг монголов — это сами монголы.

Так кто же он, Александр Невский: герой или предатель, великий князь или палач?

Современники и даже родной сын не приняли политику князя в отношении монголов. Герою войны пришлось пройти через искушение славой и отказаться от народной любви, претерпеть скорби непонимания, вражды и ненависти ради спасения Русской земли и родного народа. Как известно, нет пророка в своем отечестве!

Этот великий князь одержал победу мечом на северо-западном фронте и победу дипломатией — на юго-восточном, совершив два подвига: воинский и христианский.
Житие Александра Невского показывает пример острого ума и меткого слова этого великого князя, известного своими изречениями. Например, «Не в силе Бог, а в правде», «Кто к нам с мечом придет, тот от меча погибнет» и так далее.

Житие дает пример аргументированного ответа с лаконично-меткой концовкой на предложение папских легатов принять католичество и развязать войну против Монгольской империи:

«Но все эти ухищрения папы не имели никакого успеха. На длинное послание Иннокентия Александр Ярославич дал очень краткий и в то же время сильный по своей убедительности ответ: „То, что совершилось от создания мира до потопа, и от потопа до разделения языков и до Авраама, от Авраама до исхода израильтян из Египта и до перехода Чермного моря и до смерти Давида царя, от начала царствования Соломона и до римского императора Августа, при котором родился Спаситель мира Христос, и до страсти, воскресения и вознесения Господа и до первого вселенского собора и прочих седми вселенских соборов — все это мы хорошо знаем, а в вашем учении не нуждаемся и не примем его“.
Папы не остались в долгу: они стали поднимать против непокорного русского князя шведов и рыцарей; но и эти новые походы были безуспешны» (Житие святого благоверного князя Александра Невского в изложении святителя Дмитрия Ростовского за 30 августа).

В завершение очерка об Александре Невском приведем цитату из еще одного жития:

«И нача его любити царь вящше перваго, всегда бо против себе седети повелеваше ему и царский венец свой по вся дни полагаше на главу его и в свою порфиру облачаше его. Повеле же ему дом устроити и полаты украсити и вся елика довлеет господству его вдати ему. Пребывающе же ему в такове любочестии у царя, и от всех сих не вознесеся сердце его, и слава мира сего не отлучи его от любве Христовы, но паче преспевая в заповедех Господних» (Славяно-русский пролог. Часть 1, запись 5 за сентябрь).

О каком царе и его госте идет речь в житии?

Царь здесь не русский царь, а монгольский хан. Герой, обласканный царем, не Александр Невский, а его современник святой благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский чудотворец (годы жизни: 1240–1299), который женился на ханской дочке, при этом убедив хана, чтобы она приняла православие с именем Анны.

Житие Феодора было написание в XV веке, когда при Иване Великом в 1463 году были обретены его нетленные останки с мощами сыновей от Анны. После чего в 1467 году святые были канонизированы и стали первыми Ярославскими святыми.

Житие интересно, в частности, тем, что русские люди в XV веке (и, конечно, ранее) царем называли хана Золотой Орды. Принятие Иваном Великим титула «Государя всея Руси», а за ним царского титула Иваном Грозным означает преемственность титула от монголов.
Книга Алексея Монастырюка
Алексей Монастырюк

Александр Невский


В бескрайней монгольской степи

Открылся Восток до Байкала.

Победы и битвы его позади,

Иных подвигов только начало.



Книга Алексея Монастырюка

образовательный портал в форме загадок и отгадок

Made on
Tilda